1. изменилось ли отношение к дворянству при Екатерине 2? 2. Как понимала Екатерина сущность “просвещенного абсолютизма” ?    

Вопрос от посетителя

 1. изменилось ли отношение к дворянству при Екатерине 2?

2. Как понимала Екатерина сущность “просвещенного абсолютизма” ?

 

 

Отвечает Илюха:

2.Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 
Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям
Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые
наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону
буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах,
получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях
разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада,
распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело
характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой
сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.
При этом для социально-правовой политики было характерно сословное
размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя
политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями
предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами,
выдающимися военными событиями и значительными территориальными
присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и
военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.
Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама
Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и
славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II
по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II
прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что
характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали
оживленные сношения ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые
денежные подношения им.
Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1.
Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый
порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать
законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно
способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно
сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. В
реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.

Добавить свой ответ