предмет: Краеведение!!! интересные факты о Пермском Зверином Стиле – краткий рассказ!!! помогите пожалуйста очень надо)))

Вопрос пользователя:

предмет: Краеведение!!!
интересные факты о Пермском Зверином Стиле – краткий рассказ!!! помогите пожалуйста очень надо)))

Илюха отвечает:

Несмотря на столетнюю историю изучения, пермский звериный стиль до сих пор остается одним из самых загадочных культурных феноменов Евразии. Это связано с отсутствием письменности у цивилизации его создателей и нехваткой исторических свидетельств о Прикамье времен расцвета звериного стиля.

В какой-то мере изучению ПЗС мешает разобщенность материалов на эту тему и узкая специализация исследователей: археологов, культурологов, искусствоведов.

Пермский звериный стиль (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье) — художественная бронзовая металлопластика III–XII в. н.э. Ареал распространения — лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.

Ученые считают, что это стиль местного происхождения. Можно предположить несколько центров возникновения стиля: Томское Приобье (Кулайская культура), Зауралье и Предуралье (Ананьинская культура). Собирание образцов ПЗС и научная работа с ними ведется с конца ХIХ века.

Пермский звериный стиль изучали Спицын, Шмидт, Чернецов, Рыбаков и другие исследователи.
Чернецов отмечал близость древнеуральских наскальных изображений к стилю ранних металлических изделий.Металлопластика пермского звериного стиля выполнена в бронзепутем литья в односторонних и двусторонних формах, резьбой на кости и дереве, в рисунках-гравировках на металлических и костяных предметах.

На изображениях представлены: лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, различные водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ смешанной зоо- и орнитоморфной природы, смешанные зоо и антропоморфные получеловеческие существа. Сюжеты пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы; птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди; у некоторых птиц имеется на груди фигура человека в полный рост. Немало блях с медведем в жертвенной позе — голова между лапами; есть и человеческие фигуры — одна или несколько в различных сочетаниях; существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антропоморфным персонажем (богиней). Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Изделия найдены в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских.

Все ранние изделия по-видимому употреблялись в качестве культовых предметов при священных обрядах. Впоследствии ассортимент изделий и сферы применения расширились, изменилась технология изготовления. На изделиях с Гляденовского костища поверхность полируется, появляются петельки для крепления.

Ученые делят изделия пермского звериного стиля на две группы по сфере применения и функциональным особенностям.

 

Добавить свой ответ