“И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна,страшна грядущая впереди старость и ничего не отдает назад и обратно!Могила милосерднее её,на могиле напишется:”Здесь погребён человек!”-но ничего не прочитаешь в хладных,бесчувственных чертах бесчеловечной старости.” 1.Как связано тематически это лирическое отступление с названием поэмы? 2.Какую роль в приведенном фрагменте играют риторические вопросы и восклицания? 3.Почему именно в Плюшкине автор увидел черты “бесчеловечной старости”? 4.О чем заставляет подумать читателя,выходящего “из мягких юношеских лет”,это лирическое отступление?

Вопрос пользователя:

“И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна,страшна грядущая впереди старость и ничего не отдает назад и обратно!Могила милосерднее её,на могиле напишется:”Здесь погребён человек!”-но ничего не прочитаешь в хладных,бесчувственных чертах бесчеловечной старости.” 1.Как связано тематически это лирическое отступление с названием поэмы? 2.Какую роль в приведенном фрагменте играют риторические вопросы и восклицания? 3.Почему именно в Плюшкине автор увидел черты “бесчеловечной старости”? 4.О чем заставляет подумать читателя,выходящего “из мягких юношеских лет”,это лирическое отступление?

Илюха отвечает:

Действительно, тематически это лирическое отступление связано с названием поэмы. Гоголь показал, как душа человека может "омертветь", если он забудет все "человеческие движения". Риторические вопросы и восклицания только усиливают основную мысль: "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду?" Именно в Плюшкине автор увидел черты "бесчеловечной старости", потому что его жизнь очень ярко показывает, насколько ничтожным может быть человек, превратившись в "прореху на человечестве".

Автор поэмы хочет донести до читателя, что любовь к ближним дает силы человеку жить, даже когда он взрослеет – "выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество". На примере Плюшкина автор показывает, как может духовно деградировать человек, потеряв веру в ближнего и в самого себя. Словами "бесчеловечная старость" автор хочет подчеркнуть, что Плюшкин в конце своего жизненного пути окружен всякими ненужными вещами, рухлядью, но только не людьми.

Н. В. Гоголь настоятельно рекомендует нам, потомкам, сохранить свою душу живой до конца своих дней, потому что нет ничего ее дороже. А в погоне за материальными благами мы можем безвозвратно потерять духовное богатство.

Добавить свой ответ